Рождение первого слова |
![]() |
![]() |
Автор: administrator |
Попытки психологов установить примерный объем детского словаря того или иного возрастного этапа пока не увенчались успехом. Так, Ш. Бюлер, сопоставляя данные изучения речи детей, установила, что, например, в один год три месяца ребенок может произносить как минимум 4 слова, а как максимум -232. При этом обследуемые дети не были ни умственно отсталыми, ни вундеркиндами. Таким образом, сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Так, на седьмом-восьмом месяце жизни ребенок может понимать многие слова. Он уже умеет находить предметы глазами. Мама спрашивает малыша: «Где часы?», а он ищет глазами будильник и останавливает на нем взгляд; «Где мячик?» – и малыш находит мячик, улыбается и рассматривает его. К концу первого года дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с движениями. Скажешь ребенку «ладушки-ладушки» – и он начинает весело хлопать в ладоши. А скажешь «до свидания» – он машет рукой. До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. У некоторых детей этот период только пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух лет, понимая все, что говорят ему взрослые, хорошо выполняя их просьбы (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова и объясняться со взрослыми только с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера молчал, а сегодня уже говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчащие до двух лет, в три года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились уже в девять месяцев. ![]() Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: «Скажи – часы, скажи -ложка». И, к великой радости родителей, многие малыши уже в восемь-десять месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Стремление научить слову, конечно, возникает в играх, которые развивают у ребенка способность к подражанию. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активность ребенка. Однако внимательный анализ подражания у малыша позволяет выделить некоторые очень важные его особенности. По-видимому, несмотря на впечатляющую простоту обучения с помощью этого метода, прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер: ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил этому ребенка. Очень часто упорные попытки родителей добиться от малыша повторения слов кончаются ничем. Так, в восемь-десять месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию. В год с напряженным вниманием всматривается в шевелящиеся губы взрослого, сам шевелит губами, но ничего не произносит. И лишь спустя некоторое время при совершенно новых обстоятельствах появляется в жизни ребенка это долгожданное слово. Вместе с тем подражание – необходимое условие овладения речью: ведь дети всегда говорят на том же языке, что и родители, используя те же слова и те же звуки. Но все же умение подражать еще не ведет к самостоятельному активному использованию тех же слов ребенком в его общении с людьми. Наблюдения за поведением детей позволили выделить три этапа в овладении активным словом. На первом этапе все внимание ребенка и его активность направлены на предмет. Малыш изо всех сил тянется к нему, кричит «дай-дай, да-да-да!», всячески выражает свое желание овладеть игрушкой, нетерпение. При этом сам взрослый и произносимое им слово никакого интереса у ребенка не вызывают. На втором этапе внимание малыша переключается на взрослого. Ребенок смотрит на него и указывает пальчиком на предмет, сопровождая жест лепетом: «да-да-да, на-ка-на-ля». Но назвать предмет правильно пока не удается. Ребенок сердится, выражает недовольство. На третьем этапе малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок пытается произносить слово. И если это удается, то он радостно повторяет слово снова и снова и через некоторое время уже предпочитает словесную игру долгожданной игрушке. ![]() Что же нужно, чтобы малыш, перешел от пассивного понимания речи к собственным словам? Чем слово отличается от даже самого похожего на него лепета? Прежде всего слово – это знак (т.е. заместитель, «представитель») предмета или явления. Значит, за каждым словом должно обязательно стоять то, что оно обозначает, и поэтому, чтобы появилось слово, необходим предмет, который ребенку нужно обозначить или назвать. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до конца первого года вполне удовлетворены друг другом и ограничиваются лишь выражением взаимной любви, первое слово может задержаться, как бы много ни разговаривала с малышом мать. Понятно, что абсолютно беспредметного общения быть не может. Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей – пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т.д. Но, как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки, рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Вспомните пример про белую машинку и серого слоника (Какой взрослый нужен малышу). Только в совместной игре с предметами ребенка и взрослого рождается первое слово малыша. Ситуация Психологи исследовали появление активного называния слова не по просьбе взрослого («Скажи – ляля» или: «Ответь, что это»), а по собственной инициативе. Играя с ребенком полутора лет в хорошо известные ему игрушки, взрослый создавал для него затруднение: отодвигал игрушку так, чтобы малыш сам не смог дотянуться до нее. Это вызывало активное стремление достать желанный предмет, т.е. ребенку предоставлялась возможность действовать какое-то время самостоятельно. Если при этом он не называл игрушку, взрослый произносил ее название. Это повторялось до тех пор, пока ребенок не называл нужный ему предмет или отказывался от общения. Цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Именно потребность в общении с ним заставляет малыша сказать нужное слово. Но если общение со взрослым происходит лишь на эмоциональном уровне, оно может обходиться и без речи. Малыш улыбается взрослому, принимает его доброжелательное внимание, лепечет, не пытаясь произносить слова. Часто задержка речи у ребенка связана именно с тем, что родители удовлетворяют абсолютно все его потребности, угадывая желания по первому взгляду и звуку. ![]() Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово.
Какое же оно, первое слово? Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым. Однако не все дети овладевают первыми словами легко и непринужденно. Галигузова Л.Н. Смирнова О.Е. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ |
