Будем рады слышать ВАС по телефону: 8 950 31 41 900 (Билайн, Казань)

 

вы на странице: Полезные статьи » список статей о развитии » "Лепые нелепицы"
"Лепые нелепицы" PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Автор: administrator   

В психологической и лингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством.

Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д.Б.Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительности. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя.

Большое внимание речевой деятельности ребенка уделял замечательный русский ученый И.А. Бодуэн де Куртенэ, который полагал, что по детским инновациям можно предсказать будущее состояние языка. Работы И.А. Бодуэна де Куртенэ вдохновили молодого К.И.Чуковского на изучение детской речи. Хотя К.И.Чуковский не являлся лингвистом-профессионалом, в его книге «От двух до пяти» поставлены и по-новому решены интереснейшие языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями.

 

Обсуждая вопрос о соотношении подражания и творчества при усвоении языка, он блестяще продемонстрировал, как нерасторжимо слиты одно и другое, показал, как велика речевая одаренность ребенка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать языковые модели и правила. В книге К.И.Чуковского проводится парадоксальная на первый взгляд мысль о том, что «детские речения порою даже правильнее наших». Утверждая это, он имел в виду, в первую очередь, случаи не соответствующего норме слово- и формообразования. Говоря о правильности детских неправильностей (он придумал для них замечат ельное название – «лепые нелепицы»), К.И.Чуковский, по сути дела, предвосхитил одно из важных лингвистических открытий – обнаружение факта, что язык имеет двухступенчатое строение, расчленяясь на систему и норму. Детские слово- и формообразования, по его мнению, соответствуют глубинному уровню языка – так называемой языковой системе, при том, что они противоречат норме, то есть общепринятому употреблению, традиции.

 

К.И.Чуковским отмечено важнейшее обстоятельство, что одни и те же случаи отступления от языковой нормы встречаются в речи разных детей совершенно независимо друг от друга. Обширность материала в его распоряжении позволила ему выявить повторяющиеся и частотные случаи, а это, в свою очередь, подтверждало мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.

На наш взгляд, именно К.И.Чуковский наиболее полно описал явление, именуемое детским словотворчеством. Он объединил в одно целое два направления языкового творчества детей, связанного с постижением формы и содержания слов. Обозначим их как:

а) поиск внутренней формы слова
б) создание новых («более правильных») слов по схеме наиболее продуктивных словообразовательных моделей с использованием наиболее частотных словообразовательных формантов.

Мы признаем, что это деление весьма условное. Однако совершенно определенным является то, что, постигая язык и наблюдая его реализацию в речи, ребенок не всегда бывает удовлетворен существующими нормами, и его не испорченное знанием норм языковое сознание пытается восстановить утраченную гармонию между формой и содержанием. Говоря об этом, Ф. де Соссюр отмечал, что дети «еще недостаточно освоились с обычаем и не порабощены им окончательно» (5, 203).

Рассмотрим подробнее названные направления, опираясь на речевой материал, представленной в книге «От двух до пяти».

Поиск внутренней формы слова

Ребенок неутомим в поиске внутренней формы слова. Почему небо назвали небом, солнце солнцем, землю – землей? Взрослые не могут ответить на эти вопросы маленьким «почемучкам». Ребенку приходится самому отвечать на них. «Каждый малолетний ребенок, – пишет К.И.Чуковский, – есть величайший умственный труженик».

1. Среди множества слов он отыскивает слова, близкие по форме (однокорневые, омонимы, паронимы), иодинаковой форме придает одинаковое значение:

  • КОЧЕГАРка – это жена КОЧЕГАРа
  • СУДак – это человек, которого СУДят
  • НАЧАЛЬная школа – школа, где учат НАЧАЛЬников
  • СЕКРЕТарша – та, которая заводит СЕКРЕТы
  • ПРОГУЛЬщики – те, кто вышли на ПРОГУЛку.

Весьма логичными, с этой точки зрения, является высказывание: Я тебе приказываю, – значит, я твой приказчик!

2. По этому же принципу (одинаковая форма – одинаковое содержание) ребенок «корректирует» уже имеющиеся в языке слова с точки зрения их формы:

  • вазелин – МАЗЕЛИН (им мажут)
  • губная помада – ПОМАЗА (помазать)
  • компресс – МОКРЕСС (мокрое полотенце)
  • вентилятор – ВЕРТИЛЯТОР (вертятся лопасти)
  • паутина – ПАУКИНА (сплел паук)
  • пружинка – КРУЖИНКА (круглая)
  • милиционер – УЛИЦИОНЕР (стоит на улице)
  • буравчик – ДЫРЯВЧИК (делает дырки)
  • экскаватор – ПЕСКОВАТОР (копает песок)
  • лопатка – КОПАТКА (копать)
  • молоток – КОЛОТОК (колотить)
  • язык – ЛИЗЫК (лизать)
  • сухарики – КУСАРИКИ (их кусают).

3. «Корректировка» слова наблюдается и в области содержания:

  • ОТПУГИВАТЬ – «расстегивать пуговицы»
  • НАСУПИТЬСЯ – «наесться супа»
  • ОТРАВИТЬСЯ – «наесться травы»
  • РАСКУЛАЧИТЬ – «разогнуть пальцы, сжатые в кулак»
  • ФИНИК – «маленький финн»
  • ГУСЕНИЦА – «жена гуся».

Так, рассказывает К.И.Чуковский, четырехлетний Игорь, впервые вылепив снежную бабу без помощи взрослых, с гордостью заявил окружающим: «Эта баба совсем беспомощная!»

4. «Уточняется» значение и у многозначных слов. Дети активно протестуют против использования слова в переносном значении (действует принцип: один знак – одно значение):

  • Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тети Анюты на шее, а он все время сидит на стуле;
  • По городу ходит скарлатина, но мы закрыли дверь и ее не пустили;
  • Я в школу не пойду: там на экзамене ребят режут;
  • Ты до смерти рад? Почему же не умираешь?
  • Трещит голова? Почему не слышно треска?
  • Спать с петухами не ложится – они заклюют.

5. В некоторых случаях, когда в языке нет слова, которое, по мнению ребенка, передавало бы содержание более точно, такое слово создается им путем замены корня:

  • ручей – ЖУРЧЕЙ (потому что журчит);
  • белка – РЫЖКА (рыжая, а не белая);
  • ногти на руках – РУКТИ (ногти только на ногах);
  • художник – ХОРОШНИК, ПРЕКРАСНИК (потому что рисует не худые, а хорошие и прекрасные картины);
  • близорукий – БЛИЗОГЛАЗЫЙ (плохие глаза, а не руки);
  • перчатки – ПАЛЬЧАТКИ (на пальцы);
  • синяк – КРАСНЯК (потому что красного цвета);
  • утки ходят УТЬКОМ (гуськом ходят гуси);
  • корова РОГАЕТ (делает это рогами);
  • слюни – ПЛЮНИ (их плюют, а не слюют) и т.п.

6. Происходит замена существующего нормативного слова с немотивированным («темным») значением на ненормативное, но с ясным значением. Таким же образом «разъясняются» слова с иноязычными (опять же – «темными»!) корнями (аналогично действует механизм «народной этимологии»): автомобиль с ПУЗОВОМ (кузовом), бормашина – БОЛЬМАШИНА, валерьянка – БОЛЕРЬЯНКА, парикмахер – ВИХРАХЕР.

Особым способом образования новых слов является, как называет это К.И Чуковский, «скрещивание слов» (наложение и частичная аббревиация):

  • БЛИСТЕНЬКАЯ чашка (блестящая и чистенькая);
  • БРОНЕМЕЦКАЯ машина (броневая и немецкая);
  • ПИДЖАКЕТ (пиджак и жакет);
  • ЖУКАШЕЧКА (жук и букашечка);
  • шапка с МОРЯКОРЕМ (морским якорем);
  • на полу ПАУКАН (паук и таракан);
  • БЕЗУМИТЕЛЬНО (безумно и изумительно);
  • МАПА (мама и папа);
  • МАПИН (мамин и папин).

Созданные новые слова являются синтетическими: в них слиты два разных слова, корни которых различны.

Обратным этому процессу можно считать расчленение цельного слова на два, якобы его составляющих:

  • ЭТА – ЖЕРКА (ЭТУ ЖЕРКУ, НА ЭТОЙ ЖЕРКЕ),
  • ТА – БУРЕТКА (ЭТА БУРЕТКА).

Автор: Н.В. Багичева,
кандидат филологических наук

 
bottom_background_6.jpg