Масару Ибука о раннем развитии |
![]() |
![]() |
Автор: administrator |
Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей это почти неосознанное усилие. Обучая детей иностранным языкам и музыке в раннем детстве, доказал уникальные возможности детей в раннем возрасте. «Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное - введение нового опыта "вовремя". Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это "вовремя". Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамамМасару Ибука "Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит о его огромных потенциальных возможностях. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка - как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок. Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано. Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам - 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется "лобные доли". Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его, и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере. Мне хотелось бы объяснить особое использование слова "образ" в моей книге. Слово "образ" чаще всего используется в значении "схема", "устройство образца", "модель". Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого недоступен ребенку и придет к нему позже. Самое яркое свидетельство этой познавательной ранней деятельности - способность младенца различать лица людей. Структуры мозга формируются к трем годам. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.» Масару Ибука. После трех уже поздно. Перевод на русский язык М. и Н. Перовых, 1991 Тезисы воспитания Масару Ибука. Выводы ученого. Детский сад - это уже поздно.
Каждый ребенок может учиться хорошо - все зависит от метода обучения. Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Структуры мозга формируются к трем годам. Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период "строгости" и период "все можно" Взрослые понятия "трудно" и "легко" не годятся для детей Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. Ребенок запоминает только то, что ему интересно Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве Можно развить слух у ребенка с нарушениями слуха Главное - окружение, а не гены Ребенок, рожденный от отца-ученого, необязательно станет ученым Готовых рецептов обучения младенцев нет. Почаще берите ребенка на руки. Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре. Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других! Таким образом, если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположный эффект. Игрушки должны быть приятными на ощупь. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка Тренируйте левую руку также, как правую. Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка У ребенка свое собственное представление о порядке Предоставьте ребенку наблюдательный пост. Ребенку надо на что-то смотреть Очень важно, чтобы ребенка учили правильно ходить с раннего возраста. В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление. Для ребенка работа и игра - это одно и то же. Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы. Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. |
