Будем рады слышать ВАС по телефону: 8 950 31 41 900 (Билайн, Казань)

 

вы на странице: Полезные статьи » список статей о развитии » А не пора ли нам к детскому логопеду?
А не пора ли нам к детскому логопеду? PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: administrator   

baby04Все маленькие детки любят коверкать слова, не выговаривать какие-то буквы, и это вполне нормально. Ведь они только учатся владеть своей речью. Однако бывают ситуации, когда родители слишком поздно замечают, что возникли какие-то отклонения от нормы в дикции ребенка.

 

Чтобы выявить эти отклонения, нужно знать, что каждому возрасту соответствуют разные уровни артикуляции и звукопроизношения. Для трехлетнего малыша вполне нормально «импровизировать» с выговариванием букв, например, «р», «в», «ж», недоговаривать окончания слов, ставить с ног на голову слова в предложениях. Но понимать то, что ему говорят, и объяснить свои мысли (пусть даже на своем языке) он должен. Трудности могут возникнуть, если ребенок вообще к этому возрасту не разговаривает или неточно воспринимает смысл слов родителей. Хотя эта проблема не относится к сфере работы детского логопеда. Четыре года – это тот возраст, в котором речь маленького болтушки понятна всем, включая совершенно незнакомых людей. Родителям нелегко оценивать уровень развития дикции собственного ребенка, так как они очень быстро учатся понимать любой способ передачи информации, исходящей от ребенка. Находясь в близком контакте со своим чадом, они не задумываются над тем, как оно сказало ту или иную вещь. Главное, смысл был понят. А пришли гости к вам и сразу же отметят, что пора к детскому логопеду, так как ни слова не понятно из вдохновенно прочитанного стихотворения.

 

Для пяти лет позволительно расслабиться только на одной тяжелой букве «р» при наличии всего остального русского алфавита. Играть в чехарду словами в предложении пока еще можно, если при этом не теряется смысл. Фраза «Мама, погулять можно я пойду?» - всего лишь эксперимент с логикой, но не отсутствие ее. 

За полгода перед школой все эксперименты с буквами и монологами желательно пресечь на корню: во-первых, пора уже, во-вторых, этим определяется готовность к школе.

Если уже в школьном возрасте продолжают висеть какие-то речевые «хвостики», первоклашке придется нелегко. Начинается усиленный логопедический курс, который ребенок обязан освоить за несколько месяцев. Это при том, что фонетические тренировки должны происходить постепенно в течение первых пяти лет, когда только формируются функции мозга. Быстрые «нагоны» эффективны, но не дают абсолютного исправления дефектов речи.

Что подразумевается под этими самыми дефектами речи?

Во-первых, дислалия, то есть неправильное произношение определенных букв. Во-вторых, неверное восприятие ребенком некоторых звуков («г» вместо «д», «к» вместо «т» и т.п.), а в-третьих – самый тяжелый вариант – слабое развитие речевых навыков в плане грамматики, маленького словарного запаса и те же неточные восприятие и произношение букв.

Чтобы не дать ходу таким дефектам речи в дальнейшем, нужно элементарно начинать тренировать артикуляцию и мозг малыша с самого рождения. Как только конверт с вашим счастьем появился дома, можно приступать к занятиям.

Не сюсюкайтесь с малышом: он должен слышать правильную четкую речь уже теперь, когда с блаженством питается маминой грудью. В дальнейшем он изобретет свою собственную речь, однако не стоит потакать ему и принимать его правила словесной игры. Слушайте, понимайте, но продолжайте использовать общепринятые обозначения русского языка. Хорошо, если вы будете каждый день читать крохе сказки, особенно перечитывать полюбившиеся ему.

Называйте предметы, действия, имя малыша, позвольте ему смотреть на ваши губы в момент произношения. Детке это даже нравится. Не теряйте телесного контакта с ним и не слушайте умных речей, что нельзя слишком часто брать малыша на руки.

Старайтесь внимательно слушать ребенка, даже если он еще не говорит, это создаст стимул к дальнейшему говорению: меня хотят слушать. Позднее ребенок будет задавать море вопросов, отнеситесь к этому серьезно и не игнорируйте ни одной мелочи, волнующей его, так как это повлияет в дальнейшем на его речевые навыки.

Только не перенасыщайте свою речь закрученными синтаксическими оборотами по учебнику и какой-то фантастической терминологией. Будьте проще, чтобы вас поняли.

При соблюдении этих несложных правил ведите постоянный контроль над всем, что исходит из уст малыша, а также входит: уже давно детские логопеды обнаружили зависимость речи от того, как мы едим. Те детки, которые плохо или с трудом пережевывают пищу, страдают от неразвитости челюстей, а ведь они непосредственно задействованы в артикуляции. Можно чаще давать ребенку твердые продукты, овощи, фрукты, неизмельченное мясо.

В случае обнаружения каких-то погрешностей в речи или в дикции ребенка не обязательно в тот же миг мчаться к детскому логопеду. Можно для начала позаниматься самим. Есть масса упражнений для развития мышц щек и языка, к примеру, перекатывание воды во рту, надувание/сдувание щек и т.д.

Но, уделяя внимание только органам артикуляции, вы не добьетесь полноценного эффекта: не забывайте про связь речи с интеллектом и физическим развитием. То же шнурование ботинок, собирание паззлов или наряжание кукол развивает моторику пальцев, следовательно, интеллект, а, следовательно, и речевые навыки. Чем подвижнее детские пальцы, тем гибче язык малыша. Вот такая вот зависимость. Поэтому лепка, конструкторы, игры с палочками, фигурками просто необходимы ребенку.

Облегчите своему малышу школьные годы и позвольте ему развиваться постепенно и своевременно. Навыки закрепляются не за месяц и даже не за один год. И только каждодневные занятия, и правильное поведение помогут вам в воспитании будущего гения. А правильная речь ему ой как пригодится в жизни, как в трудовой, так и в личной. Да-да, дети быстро растут…

Автор: Евгения Кудинова

Источник: http://www.mamashkam.ruhttp://www.mamashkam.ru

 
bottom_background_7.jpg