Какой взрослый нужен малышу |
![]() |
![]() |
Автор: administrator |
Ситуация Поставим перед двухлетним малышом сосуд с водой, в котором плавает пластмассовая рыбка. Горлышко сосуда должно быть достаточно узким, чтобы ребенок не смог просунуть в него руку. Рядом положим небольшой сачок. Понаблюдаем, что будет делать малыш. Сначала он попытается действовать привычным способом: будет стараться достать рыбку рукой. После неудачных попыток просунуть руку в сосуд он прекратит это бесполезное занятие. Скорее всего, ребенок заметит лежащий рядом сачок и попытается с его помощью извлечь рыбку из воды. Сначала он будет безуспешно поддевать рыбку сачком, как палкой, затем, когда рыбка случайно попадет с сетку сачка, малыш поймет связь между сачком и предметом, т.е. способ их взаимодействия, и попытается повторить удачное действие. Это получится не сразу, потому что ребенку нужно овладеть координацией действий руки. Лишь после многократных проб и ошибок он научится решать подобные задачи. Так происходит зарождение орудийного предметного действия, т.е. такого действия, которое для своего осуществления требует использования предмета-орудия, в данном случае - сачка. Сложность тут заключается в том, что ребенок должен научиться действовать, не используя предмет-орудие как продолжение руки, а приспосабливая движения руки к свойствам этого предмета-орудия. Для малыша это очень трудная задача. Вспомним, как долго ребенок учится правильно пользоваться ложкой, расческой, карандашом. Это тоже орудийные действия, особенность которых заключается еще и в том, что способ использования орудия не является очевидным, не лежит на поверхности. Это мы, взрослые, знаем, что ложка создана для того, чтобы ею есть. Ребенок, впервые увидевший этот предмет, без помощи взрослого не научится использовать его по назначению. Когда малыш берет в руки погремушку, она сама издает звук, как бы знакомя его со своим свойством. В предмете-орудии такие свойства не являются очевидными – вот почему в период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира. ![]() Если мы оглянемся назад, то вспомним, что общение ребенка первых месяцев жизни с родителями строилось на основе непосредственных эмоциональных контактов. Ухаживая за младенцем, взрослые ласкают его, окружают нежностью и любовью, и ребенок быстро начинает отвечать им тем же: улыбаться, радостно гулить, размахивать ручками, выгибаться всем телом при виде взрослого, демонстрируя ему свое расположение. Главной потребностью младенца в общении со взрослыми является потребность во внимании и доброжелательности. Ее удовлетворение формирует доверие к другим людям, стимулирует познавательную активность. Сформированная у младенца эмоциональная форма общения является тем кирпичиком, основой, на которой развиваются дальнейшие потребности ребенка. Первым симптомом меняющегося характера потребностей в общении является стремление ребенка перевести эмоциональные контакты в план предметного взаимодействия. Ребенок уже не просто ласкается к матери, а, сидя у нее на руках, исследует вещи, которые на ней надеты, тянется к часам на стене, книгам на полке. Ему все хочется потрогать и повертеть в руках, и он все настойчивее требует от взрослого предоставить ему такую возможность. Но не только предметы сами по себе интересуют его. Манипулируя машинкой или куклой, ребенок то обращается к взрослому с просьбой помочь, то приглашает его к совместной игре. Словом, овладение предметами происходит в процессе общения со взрослым. Теперь взрослый выступает как соучастник предметной деятельности. Общаясь со взрослым, малыш стремится удовлетворить возникшую у него потребность в практическом сотрудничестве. На смену чисто эмоциональному общению приходит общение практическое, деловое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до трех лет. В этот период жизни общение со взрослым как бы вплетается в новую, теперь уже более существенную для малыша сферу овладения предметными действиями. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший: это совместные игры, обучение использованию предметов по назначению. Непосредственный контакт предыдущего этапа усложняется, становится опосредованным предметами и действиями с ними. Поясним это на примере конкретной ситуации. Ситуация ![]() Потом Андрей пытался сделать это самостоятельно. Он берет в одну руку автомобиль, а в другую – ключ и направляет его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не может его повернуть и тогда обращается ко мне: "Дедик, сам". Это означает, что я должен завести пружину. Я завожу пружину, и Андрей ставит автомобиль на пол и пускает его. Долгое время это действие производится так, что Андрей выполняет все операции до завода пружины, а затем бежит к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просит завести его. Лишь через два-три месяца Андрей научился самостоятельно заводить пружину и теперь производит все операции самостоятельно, лишь поглядывая на взрослого как бы в поисках поощрения и оценки». Мы подчеркнули последние слова, потому что потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий – один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в себе, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его занятий, желание продолжать и совершенствовать их. Ведь недаром дети так любят устраиваться со своими игрушками поближе к взрослому. Даже если при этом каждый занят своим делом, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривает с ним или просто улыбается ему. Что характеризует детей, постоянно общающихся со взрослыми? Они:
инициативны в общении со взрослым – стремятся привлечь его внимание к своим действиям; доверчивы, открыты и эмоциональны в этом общении; настойчиво требуют от взрослых соучастия в своих делах; чувствительны к отношению взрослого, к его оценке и перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание; предпочитая предметное сотрудничество со взрослым, проявляют свою любовь к нему и охотно откликаются на ласку; активно пользуются речью .привлекая внимание к себе и стремясь получить поддержку. Не правда ли, вывод напрашивается сам собой? Становится понятным, почему многие дети не хотят, не умеют играть с игрушками. И пылятся в углу яркие куклы и звери, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок просит новые игрушки, которые вскоре станут такими же заброшенными и ненужными, как и старые. Галигузова Л.Н. Смирнова О.Е. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ |
