Будем рады слышать ВАС по телефону: 8 950 31 41 900 (Билайн, Казань)

 

вы на странице: Полезные статьи » список статей о питании » В погоне за аппетитом
В погоне за аппетитом PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: administrator   

3796915_largeГоворят, что аппетит приходит во время еды. Но многие наши дети, наверное не знают этого старинного изречения, потому что ведут себя вопреки ему: съев ложечку-другую супа или каши, начинают капризничать. Вероятно, у них, наоборот, аппетит уходит во время еды. Но почему же?

Вот весьма распространённые жалобы родителей: «Ребёнок плохо ест. Уж мы его и уговариваем, и убеждаем — ничего не помогает. Обещали купить велосипед, если будет хорошо кушать. Каждый раз обед длиться по полтора-два часа. Иногда терпения не хватает. Бывает так, что и шлёпнем по мягкому месту… Уже не знаем что делать».

Действительно, кормление детей для многих родителей — сущее наказание. Сколько сил, времени, изобретательности приходится затрачивать мамам и папам, бабушкам и дедушкам, няням, чтобы несколько раз в день решать эту злополучную проблему! Существует столько же теорий кормления, сколько их маленьких опровергателей.

Большинство родителей полагает: чтобы накормить ребёнка, все средства хороши. Тут и пресловутое «съешь за маму, за папу», и уж совсем не педагогическое «съешь, а то придёт серый волк и всё съест», и чтение сказок, и всяческие обещания, и игрушки, и уговоры, и даже прямое насилие — одной рукой мать придерживает ручки сопротивляющегося ребёнка, другой проворно засовывает ему в рот ложку за ложкой…

 

Существует и другой, прямо противоположный подход — его приверженцами чаще всего бывают папы, склонные к спартанскому воспитанию своих детей. Суть их теории вкратце такова: не нужно вообще обращать внимание на то, сколько и когда ест сын или дочка и ест ли вообще, — когда проголодается, тогда и поест. Своё наверстает — ничего с ним не случиться.

 

Так какой же подход лучше?

Родители, берущие курс на принудительное кормление, уже вскоре убеждаются, что в конечном итоге оно не приводит к успеху. Какое-то время ребёнок, может быть и употребляет необходимое количество пищи, но с каждым разом кормить его становиться всё труднее и труднее, терпение обеих сторон истощается, а взаимное недовольство растёт. Родители нервничают и подчас, в виде разрядки, прибегают к физическому наказанию. Ребёнок нервничает ещё больше, и для него разрядкой становится рвота.

Насильственное кормление закрепляет отрицательное отношение к еде. Эта истина, известная из практики, имеет вполне реальное физиологическое объяснение.

Опытный педиатр прошлого столетия М.Т.Дайхес, большой специалист в вопросах детского питания, писал: «Когда ребёнок сжимает губки или отворачивает голову, а тем более энергично отталкивает предлагаемую пищу, то с этим активным оборонительным рефлексом обязательно связывается угнетение, торможение работы пищевого центра мозга, задержка выделения слюны и желудочного сока… Тормозная реакция у детей возникает очень легко, быстро распространяется по мозговым полушариям и может долго держаться. Это тормозное состояние уже настолько сильно, что пересиливает возбудимость пищевого центра, которая должна быть у голодного ребёнка к моменту его кормления».

Родителям, прибегающим к насильственному кормлению, не приходится, следовательно, удивляться тому, что ребёнок, почти ничего не съевший за завтраком, столь упорно отказывается и от обеда. Он просто не в состоянии есть, его естественные реакции извращены, еда уже прочно (и с каждым днём насилия всё прочнее) ассоциируется с неприятными переживаниями.

И дело здесь не в капризе, не в упрямстве. Задумайтесь над словами специалиста: под влиянием насильственного кормления происходит задержка выделения слюны и желудочного сока. Пища сухим комком остаётся во рту, что называется «застревает в горле», способствуя возникновению рвотных рефлексов. А если ребёнок всё-таки и проглатывает её, то нехватка желудочного сока сказывается на пищеварении.

Таким образом, старания родителей, по существу, не достигают цели. К тому же уговоры и угрозы во время еды крайне непедагогичны, они способствуют развитию эгоцентризма, упрямства, капризности.

Не будем забывать и о родителях — об их нервных затратах, огорчениях, об огромной потере времени и о печальном сознании, что оно потеряно впустую…

Но всё это, вместе взятое не означает, что сторонники теории «свободного питания» безоговорочно правы. Прежде всего потому, что в данном случае ребёнок часто не получает необходимого ему количества пищи, а ещё чаще не получает необходимого ему ассортимента полезных веществ — белков, углеводов, жиров, минералов, витаминов. Питание становится односторонним, нерегулярным.

Педагогическая сторона «свободного питания» тоже не на высоте. Оно отнюдь не способствует воспитанию дисциплинированности и организованности.

Итак, надо искать иной путь. И, прежде всего, постараться выяснить, не связанна ли потеря аппетита с каким-либо заболеванием. Если такое предположение подтвердится, необходимо направить все усилия на укрепления здоровья ребёнка. Но и в этом случае, когда в основу восстановления аппетита должны быть положены рекомендованные врачом лечебные меры, психологический аспект питания остаётся.

Чтобы правильно кормить ребёнка, надо не только знать, какая ему нужна пища и в каком количестве, надо ещё и учитывать детскую психологию. А родители нередко об этом забывают.

Вот пример. Трёхлетний Андрей играет в строителя — с помощью лопатки строит мост через «реку«. Он, как говорится, с головой ушёл в работу. А в это время мама в категорической форме приглашает его обедать. Андрей отказывается , упрямится и, даже сидя за столом, как бы не замечает тарелки с едой — он мысленно всё ещё в игре. Ситуация усложняется, когда мама начинает проявлять беспокойство, настаивает, чтобы он съел всё, что положено на тарелку. Так возникает конфликт. А всё было бы намного проще, если бы мама сказала Андрею: "Вот поиграешь ещё немножко, и на стройке будет объявлен перерыв. Помоешь руки и пойдешь в столовую".

С большим аппетитом ест тот, кто садится за стол в спокойном, хорошем расположении духа, а ребёнок — особенно. Если он возбуждён игрой или только что пришёл с прогулки, дайте ему немного успокоится, отдохнуть, прежде чем начать кормить. А если он провинился, не наказываёте перед едой, перенесите неприятный для него разговор на другое время.

Огромное наслаждение испытывают дети, помогая маме готовить обед: раскатывать тесто, вытирать посуду, накрывать на стол. Они гордятся тем, что выполняют важное дело. После этого совершенно по-другому воспринимается еда.

Очень важно, чтобы поданное блюдо было привлекательным на вид. Можно положить на тарелку, например, разрезанную вдоль морковку. Это будет ствол дерева. А крону сделать из нарезанных долек сваренного вкрутую яйца. Пюре наложить то горкой, то пирамидкой, то сделать из него зайчика. Не надо сразу ставить на стол всё то, что предстоит съесть ребёнку за завтраком, обедом.

Не менее важно и время от времени давать ребёнку отдохнуть от нашей опеки. Пусть он пообедает один или со своей любимой игрушкой. Пусть это займёт намного больше времени. Ведь часто мы, сами того не замечая, заставляем малыша есть быстрее, чем он может, а это ведёт к тому, что он начинает есть ещё медленнее, а то и совсем бросает ложку. Подгонять, торопить не следует, но не следует, конечно, и позволять растягивать пребывание за столом. На еду должно уходить примерно полчаса.

Ребёнок, отказавшийся от еды, не должен чувствовать себя виновным. Надо спокойно сказать ему: «Если не хочешь завтракать, иди играй — до обеда» — и, действительно, до обеденного часа ничего ему не предлагать. Ни в коем случае нельзя дать ребёнку понять, что своим аппетитом он может доставить кому-то радость или, наоборот, кого-нибудь огорчить. Не следует говорить, что он молодец, если съел свою порцию, или порицать, если что-то оставил на тарелке. Самое лучшее — быть благожелательным и сохранять чувство юмора.

Маленький ребёнок неусидчив, подвижен. Поэтому и за едой ведёт себя подчас не очень спокойно. Вероятно, не следует делать слишком много замечаний, иначе внимание ребёнка может переключиться как раз на то, от чего мы хотим его отвлечь.

За столом не только проявляются, но подчас и формируются навыки аккуратности, собранность, вежливость. Но всё это не приходит само собой. Добиться этого значительно легче, если вы сумеете создать во время еды спокойную, доброжелательную атмосферу. И, главное, как можно меньше назиданий, замечаний! К сожалению, родители за обедом порой говорят не о том, что вкусно и что нравится, а о том, полезно или вредно. Право же, это не способствует развитию аппетита даже у взрослого, а тем более у ребёнка.

Отношение к еде, обстановка и поведение за столом неразрывно связаны с нашим образом жизни, нашими взглядами, представлениями. И воспитание ребёнка, в том числе и за столом, — это прежде всего и воспитание нас, взрослых.

Автор: Леонид Пастушенко

Источник: http://ladushki.info/http://ladushki.info/

Фото взято с www.photosight.ru

 
bottom_background_2.jpg