Будем рады слышать ВАС по телефону: 8 950 31 41 900 (Билайн, Казань)

 

вы на странице: Полезные статьи » список статей о быте » Дети, время и часы
Дети, время и часы PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: administrator   

1-03125-00_analogclockСовременные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека так или иначе требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека. Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника начиная с 1 класса. 

Была проведена серия психолого-педагогических исследований умственного развития детей в процессе начального обучения. Эти исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.

 

Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время.

Ученики 1 класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать.

Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

 

По наблюдениям спициалистов, у детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

s320x240Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

1. Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

2. Переживание — чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

Как же научить ребенка ориентироваться во времени и понимать время по часам?

Формирование у ребенка представлений о времени – задача не из легких, начинать надо с малого и вовремя.

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!
Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь?

Слова «минута», «час» для вашего четырех-пятилетнего ребенка ещё пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные "метки", размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т. п. Он живет в другой системе измерения времени. Быть может, это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни.

Но, так или иначе, время все-таки существует для ребенка. Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль. То здесь, то там раздается бой часов, означающий начало или конец какого-то события. Поэтому внутренне к пяти годам ребенок уже вполне готов к тому, чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные нам часы и минуты станут для него осознаваемой меркой жизни.

Первый вид таких упражнений связан с ограничениями в продолжительности действий.

Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы. Купить их можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они совершенно замечательными свойствами. Время в них перестает быть абстрактным и материализуется в виде песчинок. Видно, как оно наглядно, зримо течет по стеклянным трубочкам и как иссякает.

Следующие практические действия – прекрасное начало в постижении азов ориентации во времени.

b8e3dcc7c8687b15ef959895d407861e_bigВы ставите песочные часы на стол и говорите: "Попробуем съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза. Начали!.. Интересно, а сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?"

Чтобы не тревожить тень гигиенистов и избежать соревновательности во время еды, можно поставить одним из условий, что кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь: это очень важное умение - укладываться точно в срок!

Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку. А вы можете все время сравнивать, сколько времени (сколько "песочных пробегов") потребовалось вам и ребенку на разные виды занятий. Можете даже завести специальную ведомость на стене (лучше - большую, величиной в ватманский лист) и заполнять ее условными значками.

В какой-то момент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном циферблате. Это - всем игрушкам игрушка! С появлением секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и сопоставлений - период именованного времени.

stopwatchВо-первых, путем наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или дедушки), что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.

Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой дырочкой и подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за сколько времени вода перельется из бутылки в кастрюльку. Вот вам и водяные часы собственной конструкции.

Ну а дальше можно мерить все подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30 м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т. д. и т. п.

Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое. И когда она отсчитает так все деления, большие часы покажут: миновал час!

Теперь можно пересчитывать деления, считать пятерками, учиться определять, который час. Время в ваших руках!

За ним можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится приобретение к Новому году отрывного календаря! Каждый вечер вы вместе c ребенком будете торжественно произносить:

Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы, 
так пробежали сутки,
время вперед спешит.


После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: "День пролетел!"

Оказывается, время умеет не только течь, и бежать, но и летать! Это очень нравится ребенку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребенка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами - как еще одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).

Третий вид упражнений связан с умением чувствовать время. Это различные игры на как можно более точное определение временного отрезка. Например, вы просите ребенка замереть или хранить молчание ровно полминуты. Он сам должен определить, когда нужно кончить упражнение. Или, наоборот, даете задание, а по окончании предлагаете ребенку определить, сколько времени ушло на его выполнение.

Во "временные игры" можно играть и на детских праздниках.

Вот игра "Заколдованный путник".

Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.


Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т. п.

С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.
Вариант:

Входишь ты в волшебный круг
Замирает все вокруг
Но как время истечет
Путник снова отомрет


chasy_derС последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.

А вот еще несколько полезных упражнений:

Когда это бывает?

Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное.

Время года.

Постепенно начинайте знакомить ребенка с календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.

Зима или осень?

Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д.

Всего одна минута!

Предложите малышу представить, что может произойти в мире за одну минуту (секунду, час).

Покажите лист цветной бумаги (например, красного или зеленого цвета) и попросите представить, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. По "возвращении" спросите, что ваш "путешественник" успел сделать в том волшебном мире.

После путешествий.

После настоящих совместных путешествий и поездок с ребенком у вас наверняка будут накапливаться фотографии. Расположите их в альбоме в том порядке, в котором они были сделаны, и рассмотрите их вместе с малышом. При этом обсуждайте последовательность происходивших событий: "Сначала мы...", "Потом было...", "После этого ты..." и т. д.

Ростомер.

58942_Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца?

Можно обрисовать ладошку на бумаге или сделать отпечаток в специальной пластической массе. Какой твоя ладошка станет через полгода? Попробуем сравнить!

Можно изготовить "капсулу времени" из какой-нибудь плотно закрывающейся емкости (например, банки с завинчивающейся крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами, которые важны для него именно сейчас. Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь о дате ее "вскрытия". Что изменилось за этот срок?

Ну, а теперь сами часы!

Сначала сделаем муляж часов. Для его изготовления прекрасно подойдет коробка из-под торта или конфет. Можно приобрести специальные обучающие часы. Сначала мы не обращаем внимания на минуты, только часовые отрезки.

Время делится на :

- час,

- чуть больше часа,

- половина второго (или час с половиной),

- около двух,

- два,

- чуть больше двух и так далее.

Изучение какое-то время циферблата только с часовой стрелкой создаст у ребенка правильное ощущение времени и улучшит его отношения с часами. Когда эта часть окончена и ребенок ориентируется по часовой стрелке совершенно уверенно, мы переходим к работе с минутной стрелкой в пределах одного часа (60 минут), но это можно вести и параллельно. Но не торопитесь совмещать стрелки! Только когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с без пяти, без десяти и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе.

Работа с часовой стрелкой может быть начата года в 3,5 - 4, и нет особенных причин торопиться.

Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт.

Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается.

Эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата - часовой и минутный - для детского ума колоссальная нагрузка. Поэтому всё нужно делать постепенно, осваивать, не спеша, и поэтапно. Удачи Вам в этом нелёгком деле!

Источник: http://www.fukurumu.ru/http://www.fukurumu.ru/

 
bottom_background_1.jpg